Сам по себе данный вид съемки является одним из наиболее сложных, и, в тоже время интересных и востребованных жанров фотографии. Многие их тех, кто овладевал в свое время азами мастерства фотосъемки, отмечали, что даже минимальное изменение в освещении или других параметрах способно сделать лицо снимаемого человека несколько иным. Потому то, данный тип фотосъемки привлекает и интересует многих фотографов. Для того, чтобы в полном объеме показать особенности лица и при этом умело скрыть его недостатки, следует, разумеется, знать многочисленные тонкости портретной съемки. А их надо признать довольно много, поэтому давайте пока остановимся только на одном из многих составляющих, на композиции.
Делать фотографии рассматриваемого жанра можно как на открытом воздухе, так и в комнате. Помещение или ее еще называют студия, совсем не обязательно должна быть профессионально оформлена. Выполнив определенные подготовительные действия в студию можно превратить почти любое помещение. Следует отметить, что между двумя перечисленными видами съемки имеется довольно большое различие. Уличная съемка, прежде всего, предполагает наличие на снимке некоторых природных объектов, в то время как при студийной съемке основной упор делается на лицо, отодвигая фон на второй план. Рассмотрим немного более подробно каждый из рассматриваемых вариантов.
На улице
Здесь фотограф может с успехом поработать со светом и выбирать при этом различные ракурсы. Производить съемку, в этом случае следует на небольших выдержках, учитывая то, что лицо человека находится в неподвижном положении. В свою очередь установки диафрагмы тоже дают широчайшее поле для экспериментов. При максимально открытой диафрагме можно даже снимать, находясь против солнца. При более закрытой добавляется глубина резкости, и расстояние до объекта съемки рекомендуется увеличить.
В студии
В этом случае важнейшую роль приобретают источники освещения. Их должно присутствовать как минимум три. Профессионалы используют правило освещения с трех точек. При этом главенствующим источником считается естественным свет из окна. Второй нужно разместить напротив основного. Специалисты называют его заполняющим. Он представляет собой как бы отраженный от стены свет. И наконец, на заднем плане ставится источник заднего света. Его следует установить как можно ниже, поскольку он выполняет вспомогательные задачи, а именно визуально отделяет голову и плечи человека от фона. Съемка при этом проводится с достаточно близкого расстояния при широко открытой диафрагме. В этом случае фон становится почти не востребованным, так как чаще всего остается за пределами кадра.