Роль линий в фотографии велика, их значение является практически ключевым при построении композиции. Любой фотограф старается подчеркнуть какие-то объекты на снимке, обратить на них внимание. Линии несут огромный эмоциональный смысл, позволяя управлять вниманием, интересом.
Невероятно эффектно всегда смотрятся сходящиеся линии. Например, рельсы, соединяющиеся в одну дочку вдалеке. Это смотрится красиво, взгляд движется по линиям вверх, привлекая внимание к точке перспективы.
Диагональные линии в композиции фотографии смотрятся намного динамичнее, чем горизонтальные. Они выразительно подчёркивают самые важные элементы. Например, по диагонали может падать тень или идти линия берега. Дорога, тропинка или мостик. Эти элементы, располагаясь наискось, придадут композиции особенную динамику.
Стоит отметить, что на динамичность композиции также влияет направленность диагональных линий. Если они идут вверх, то это ассоциируется с движением, скоростью а если вниз — то со спокойствием, монотонностью и умиротворением.
Линии могут гармонично вписываться в правило третей. Если расположить их соответственно границам третей, то они будут выглядеть одновременно выразительно и гармонично. Например, ясно выраженная линия горизонта, находящаяся на верхней границе, великолепно разделит кадр на две части. Это выгодно смотрится ещё потому, что две равные части только запутают зрителя. Он не сможет понять, какая из них весомее и главнее. А разделённая третями композиция идеально расставит части по приоритету.
Интересные естественные линии можно создать с помощью света. На длинной выдержке в тёмное время огни машин превратятся сольются в красивые световые полосы. Такие фотографии обладают особенной атмосферой, взгляд зрителя как будто скользит по пути движения машин. Похожий с рельсами эффект, но снимки на длинной выдержке всегда выглядят уникально и по-особенному.
Подводя итоги, хочется сказать, что правила созданы для того, чтобы их нарушали. Все каноны, в том числе и те, что касаются линий, довольно относительны и не предполагают строгого подчинения. Работа фотографа творческая, и в первую очередь следует опираться на свои ощущения, своё видение композиции снимка, а уж потом прибегать к использованию вышеперечисленных правил. Удачи в создании снимков!