Для создания качественных фотографий очень важным является правильное освещение. При этом важно понимать не только то, что объект должен быть освещен. Нужно учитывать, как свет может повлиять на внешний вид объекта, его восприятие и эмоции, которые возникают при взгляде на снимок. Учатся этому долго. Начинающему же фотографу необходимо учитывать следующие нюансы:
- особенности экспозиции,
- применение и адаптация к естественным и искусственным источникам освещения,
- баланс белого,
- какие проблемы могут возникнуть.
Экспозицией называют то количество света, которое попадает в объектив камеры в процессе съемки. Если света слишком много – фото получится переэкспонированным, из-за чего теряются яркие участки снимка, а оставшиеся тени приобретают чрезмерную резкость. При малом количестве света изображение делается недоэкспонированным, и на нем привлекают внимание только самые яркие и выраженные цвета. Все остальное выглядит скучно. Тени почти не заметны. Лишь на правильно экспонированном изображении наблюдается идеальное сочетание света, тени и промежуточных участков.
Контроль над экспозицией осуществляется с помощью апертуры, светочувствительности и выдержки затвора.
Через апертуру свет поступает на пленку или к цифровому измерительному преобразователю. Чем апертура шире, тем больше света проходит через объектив.
Термином «светочувствительность» называют меру световой чувствительности камеры. На цифровых камерах ее можно настраивать, используя более высокие значения при неблагоприятном освещении.
Выдержка затвора подразумевает то время, которое затвор камеры находится в открытом состоянии. Если света мало, более эффективно использовать длительную выдержку.
Эти переменные может учитывать камера в автоматическом режиме, но в этом случае возможны ошибки. Гораздо эффективнее использовать ручной или полу-ручной режим, когда измерения света производятся самим фотографом.
Особенности использования источников освещения, как естественных, так и искусственных, связаны с тем, что камера воспринимает свет иначе, чем сам человек. Световой диапазон камеры меньше, и это нужно учитывать. Если на снимке находится много темных участков, камера воспринимает это как нехватку освещения и производит автоматическую подстройку. В результате светлые области кадра окажутся переэкспонированными. Если камера сфокусирована на светлых участках, может получиться обратная ситуация – тоже за счет автоматической настройки.
Иногда на съемку могут повлиять те источники света, которые для фотографа не очевидны. Именно по этой причине снимки окажутся недоэкспонированными. Важно научиться оценивать освещение, чтобы компенсировать его недостатки. Поэтому необходимо использовать ручной режим при экспонировании, чтобы с течением времени приобрести опыт.
На результат съемки влияет вспышка фотоаппарата. Из-за нее возникает слишком много света, что приводи к формированию переэкспонированных областей. Поэтому вспышку нужно использовать осторожно, а также применять различные приспособления, позволяющие сделать свет рассеянным. Аналогичная ситуация наблюдается при съемках на открытом воздухе в летнее время, когда много солнечного света. В этом случае потребуется выбирать время, которое будет удачным для съемок.
Баланс белого также связан с особенностями восприятия цвета камерой. При неправильном балансе белого на фотографиях проявляются синие или желтые оттенки. Фотоаппарат может устанавливать оптимальный баланс белого автоматически с учетом ситуации, однако, это не всегда получается.
Среди основных трудностей, возникающих при съемке, можно назвать блики, отражения и хроматические аберрации.
Блики на фото чаще всего получаются случайно и нередко (хотя не всегда) портят изображение. Чтобы их не было, нужно фотографировать под другим углом относительно света, а также следить за чистотой и сухостью линз.
Избежать появления отражений света на снимках можно лишь при постоянной проверке дисплея.
Хроматическими аберрациями называют ореолы синего или фиолетового цветов, которые возникают вокруг объектов на изображении. Снизить вероятность их возникновения можно, уменьшив линзу и изменив свое положение относительно источника освещения.