Два этих понятия очень важны при размещении изображений на фотостоках. Поэтому надо знать, о чем идет речь.
Что собой представляет модел-релиз
Этот термин актуален в случаях, когда на фото, помещаемом на сайты фотостоков, есть люди, причем они сняты таким образом, что их можно узнать. По правилам фотостоков такое изображение продавать нельзя, если на него отсутствует модел-релиз. Если людей на фотографии несколько, нужны подписанные модел-релизы на них всех. Возможно также, что фотосток может потребовать модел-релиз, если изображенного человека идентифицировать невозможно, например, когда в кадре находится только часть его тела.
Таким образом, модел-релиз представляет собой соглашение, которое заключают между собой фотограф и модель. Такое соглашение означает, что модель не против использования ее изображения в коммерческих целях.
В договоре должны быть такие данные:
- ФИО модели;
- ее подпись
- сведения о возрасте, дата рождения,
- дата, когда был заключен договор,
- ФИО фотографа.
Если модель еще не достигла совершеннолетия, нужны данные родителей (можно одного из них) и их подпись. Иногда помимо этих могут быть добавлены другие сведения.
Если в роли модели выступает автор изображения, тоже нужен модел-релиз. Автор должен подписать его дважды – от лица модели и фотографа.
Для чего нужен property-release
Это тоже договор, но заключается он в отношении объектов собственности, размещенных на фото. Это могут быть здания, предметы, представляющие художественную ценность, и пр. Данный договор подразумевает согласие от владельца изображенных объектов на использование в коммерческих целях снимка его собственности. Требования к нему аналогичны тем, что предъявляются к модел-релизу.
В договоре Property Release должны находиться следующие сведения:
- название либо описание объекта и адрес его расположения;
- ФИО владельца;
- его подпись;
- статус по отношению к объекту (он может быть владельцем, управляющим и т.д.);
- дата заключения договора;
- ФИО фотографа.
Также у каждого фотостока могут быть особые требования по отношению к сведениям, обязательным для property-release.
Этот договор не нужен в отношении объектов, расположенных в общественных местах. Объекты, у которых есть владелец, к таким не относятся.
Каждый сайт фотостока использует отдельные шаблоны, по которым оформляются модел-релиз или пропити-релиза. Однако, не запрещено применять универсальные шаблоны, которые подходят для каждого фотостока (за небольшими исключениями).
Что означает понятие «редакционная лицензия»
Необходимость в ней возникает, если на некоторые фотографии отсутствуют модел-релизы или пропити-релизы, но есть желание выставить их на продажу. На некоторых фотостоках могут принять изображение по редакционной лицензии.
При ее наличии фотографии могут использоваться в информационной и образовательной сферах, и сайт их примет. При этом в области коммерции, рекламы и маркетинга такое изображение применять нельзя, для этого потребуется либо модел-релиз, либо пропити-релиз.
Но редакционная лицензия и разрешение на продажу по ней относится не ко всем снимкам. Если на фото изображен определенный человек крупным планом, и он является основным объектом, то такую фотографию нельзя продать по editorial лицензии.Фотостоки ее не примут.
Поскольку с изображения по редакционной лицензии принимают не все фотостоки, перед размещением фотографий стоит изучить требования того или иного сайта в отношении работы с ними.